Запускаем культурный проект «Культпросвет», в котором хочется поговорить о выдающихся людях в музыкальном творчестве. Сегодня представляем вашему вниманию выдающегося человека, фольклорист и музыкант Андрей Сергеевич Кабанов. Андрей Сергеевич Кабано́в (род. 14 февраля 1946 г.) — фольклорист, собиратель, исследователь и исполнитель народных песен, один из лидеров современного фольклорного движения, основатель практической и экспериментальной фольклористики. Андрей Сергеевич Кабанов родился в центре Москвы, в семье военного инженера Сергея Ивановича и биолога Елены Сергеевны Кабановых. Родители рано заметили музыкальную одаренность сына и направили его учиться в Центральную среднюю специальную музыкальную школу (знаменитую ЦМШ). В своих первых фольклорных экспедициях Андрей Сергеевич оказался будучи школьником. Его бабушка, Софья Ивановна Юркевич, автор книг по русской литературе для школьников, услышала радиопередачу о фольклорных экспедициях и посоветовала внуку в летние каникулы, после окончания 10-го класса отправиться собирать фольклор. Экспедиции в деревни Ковровского р-на Владимирской обл. и станицу Слащёвская Кумылженского р-на Волгоградской обл. летом 1963 г. определили более чем полувековой путь будущего этномузыколога. Ощущение внутренней свободы, знакомое всем участникам фольклорных экспедиций, встречи с самобытными людьми, обилие свадебных и хороводных песен, владимирские пейзажи, будто бы сошедшие со страниц повести Владимира Солоухина «Владимирские проселки» — весь этот необыкновенный мир очаровал московского юношу и повлиял на его выбор — поступление на теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в 1964 г. Уже на первом курсе Андрей Кабанов работал в Кабинете народной музыки Московской консерватории, расшифровывал сложнейшие записи казачьих песен и с 1966 г. был зачислен в штат старшим лаборантом. В консерватории его педагогами были выдающиеся мастера: этномузыковед Анна Васильевна Руднева и специалист по музыкальным культурам малочисленных народов Игорь Аркадьевич Богданов. С 1973 по 1976 гг. Андрей Сергеевич участвует в уникальном проекте — создании Генерального каталога русской народной песни. Одной из основных задач проекта был анализ внутренней композиции народной песни. Разновременные записи народных песен казались неисчерпаемым колодцем, но постепенно вырисовывались контуры общего национального свода, необходимость создания которого сформировал ещё в 1889 г. Н. М. Лопатин. Впоследствии на базе каталога вышел уникальный двухтомный нотографический указатель русской народной музыки. Именно тогда, во время поиска единой методологии по созданию каталога А. С. Кабанов разработал собственный метод «отбора» из бесчисленного множества песенных вариантов таких «репрезентативных музыкальных образцов», на которых современный человек может не только учиться воспринимать красоту народной песни, но и приобщаться к этому искусству через обучение и исполнение. С целью сохранения уникальных образцов музыкального исполнения Андрей Сергеевич осуществляет ряд проектов совместно с фирмой «Мелодия»: песни фольклорного коллектива из хутора Яминский и казачьего хора из станицы Усть-Бузулукская (Алексеевского р-на Волгоградской обл.), песни народных исполнителей Белгородской, Тульской и Смоленской областей, Краснодарского края. Его аннотации к выпущенным грампластинкам раскрывают стилистические особенности местных традиций и обучают современного слушателя восприятию народной музыки. Собирательская деятельность Андрея Сергеевича распространяется на географию всей страны. Личный архив ученого насчитывает более 20000 звукозаписей, выполненных за 50-летие полевых исследований. Кабанов одним из первых внедрил метод многоканальной записи народной песни в полевую практику этномузыкологов (с 1971 г.) и последовательно отстаивал приоритет исследований, основанных именно на анализе многоканальных записей. Невозможно переоценить вклад Андрея Сергеевича Кабанова в дело популяризации народной музыкальной культуры. С 1966 г. в Москве и других крупных городах стали проходить этнографические концерты. Интерес к собственной истории и фольклору (и в частности к локальной традиции) возник во многом как антитеза широко насаждаемым стереотипам социалистической культуры и её неотъемлемой части — исполнению стилизованных, псевдофольклорных произведений. Постепенно в стране сформировалось новое культурное явление — молодежное фольклорное движение, одним из лидеров которого стал Андрей Сергеевич. Он занимался практической разработкой способов сохранения народной музыкальной культуры в современном городе. При его непосредственном деятельном участии были созданы такие фольклорные коллективы, как «Казачий круг», «Живая песня» (совм. с В. Н. Медведевой), «Карусель» (совм. с Е. Краснопевцевой и В. Алексеевым), «Измайловская слобода» (совм. с Ж. Кабановой).